Малоизвестный «красный граф» и его открытие Николая Димчевского — ДИМЧЕВСКИЙ Н.В.

Малоизвестный «красный граф» и его открытие Николая Димчевского

Советский писатель Алексей Толстой был прозван «красным графом» за то, что, принадлежа к роду графов Толстых, он сотрудничал с советской властью. Поэтому он сегодня воспринимается не только как создатель «Хождения по мукам» и «Петра I», но как тот, что увековечил завоевания Октября.

Однако люди, лично знавшие Алексея Толстого, запомнили его широкую и сложную натуру, а некоторые до конца своих дней сохранили в сердце благодарность к писателю. В этом качестве «красный граф», увы, ещё малоизвестен.

Алексей Толстой хлопотал перед Сталиным об изгнаннике Иване Бунине и о нуждавшемся Михаиле Булгакове, а Николай Димчевский и вовсе дерзнул встать на творческий путь с лёгкой руки и по благословению «красного графа».

Толстой вызвал у Димчевского исключительно восхищение и восторг, когда 20 апреля 1944 года их пути пересеклись.

«Мог ли я подумать, когда мальчишкой готов был обежать всю Москву, чтобы достать «Пионерскую правду» с «Гиперболоидом инженера Гарина» Алексея Толстого… Мог ли я представить, что когда-нибудь мне придётся встретиться с самим автором! Но 18 апреля я узнал, что Толстой приехал из командировки и намерен меня увидеть!», — в эмоциональном возбуждении записывает 18-летний Димчевский в своём дневнике.

Он вошёл в мохнатом утреннем халате,
У камина сел и трубку набивал, не торопясь,

Судьбоносная встреча прошла в домашней обстановке, и навсегда изменила жизнь юноши. Маститый писатель прочёл его талантливые стихи, одобрил начинающего литератора, поддержал, сказал ему множество ободряющих слов и многократно читал понравившиеся произведения. «Я буду страдать за Вас», — обещал он. И вот, юноша уже обретает новые цели, решает учиться, совершенствоваться и поступает на философский факультет МГУ.

Николай Владимирович Димчевский

Все рекомендации были исполнены в точности. Толстой тогда советовал начинающему поэту Димчевскому читать дореволюционных поэтов, не только Пушкина и Лермонтова, но и Фета, и Баратынского, и стремиться стать высокообразованным человеком, «поскольку для поэта это особенно важно».

Мастера пера прошлого стали образцом, и юноша не только возмужал как поэт, но и  затем превратился в писателя, переводчика, журналиста, фотохудожника, исследователя, путешественника и резчика по дереву — продолжил путь предшественников — энциклопедистов.

Творческое общение с Толстым практически ежедневно отражалось в дневнике Димчевского; их связь разрывает лишь смерть писателя. 25 февраля 1945 Николай Димчевский напишет посмертное послание к покойному с одноименным названием: «Алексей Толстой».

Мог ли думать я, что в неразрывные объятья
Смерть возьмёт того, кто лишь о жизни мог писать!

Толстой и его супруга в 1944 году оценили творческий старт — поэзию, которая лишь годы спустя получит широкое признание. Неслучайно в доме, где жил Алексей Толстой, 8 ноября 2023 года семья, музыканты и театральные деятели вспоминали Николая Димчевского, ведь его жизнь как поэта началась здесь.

Лауреат всероссийских и международных конкурсов Светлана Ковалёва исполняет романс «И человек становится великим». За роялем Александр Кольцов. На музыку стихи Н. Димчевского были положены Михаилом Поляковым

Музыканты Ирина Собгайда, Светлана Ковалёва, Константин Хазанович и Александр Кольцов в музее-квартире на Спиридоновке исполняли романсы на стихи поэта, а Илья Рогов — артист театра «Сатирикон», читал дневниковые записи и посвящение поэта своему литературному крестному отцу.

Знаковым событием этого вечера стал выход повести Н. Димчевского «Дед», прообразом которого стал родной дед писателя, однажды лично познакомившийся с другим Толстым — Львом Николаевичем, и бывший страстным собирателем его книг.

Прототипом главного героя стал дедушка Н.В. Димчевского — Яков Симонович.

Пел дед редко. Лишь в застолье с Никодимычем, да ещё во время чтения. Читать он принимался неожиданно: строгает у верстака, плетёт новый плетень, подрезывает кусты крыжовника или смородины, копается в огороде — и вдруг всё бросит, войдёт в избу, достанет с полки Толстого….

Николай Димчевский со временем стал и прозаиком. Он выработал собственный стиль письма, ни на кого не похожий, но реализовал в нём качество, которое ценил в Алексее Толстом — всепобеждающую любовь к жизни и щедрость души.

Дочь Николая Димчевского Екатерина Бабаева в конце музыкально-поэтического  вечера в память своего отца решила передать в фонд музея-квартиры А.Н. Толстого рукописный сборник стихов Н.Димчевского, где он впервые сделал наброски стиха, посвященного смерти А.Толстого. Это дар благодарной памяти, который позволит посетителям музея узнать о том, что Алексей Николаевич был не только «красный граф», но и покровитель литераторов.

Екатерина Николаевна Бабаева — дочь и хранительница наследия Николая Димчевского
Актёр театра «Сатирикон» Илья Рогов читает дневниковые записи Николая Димчевского и посвящение на смерть Алексея Толстого
Замечательный композитор и музыкант Константин Хазанович сочинил четыре романса на стихи поэта: «День свеж и рыж», «Вереница судеб», «Органная музыка», и «Индианка». Исполнила их Ирина Собгайда, а аккомпанировал ей в этот вечер сам автор музыки.
Дарья Завьялова презентует только что вышедшую книгу Н.В. Димчевского — «Дед»
Дневники, письма, фотографии поэта, первые самиздатовские сборники
Творческое наследие Николая Владимировича Димчевского обширно. Многое ещё не опубликовано и ждёт своего часа
Творческий вечер, посвященный памяти Н.В. Димчевскому в музее-квартире А.Н. Толстого на Спиридоновке, сопровождала небольшая выставка, рассказывающая о его семье и творчестве
Новая книга Николая Владимировича Димчевского «Дед» с памятным автографом его любящей дочери стала трогательным подарком гостям вечера